Цвет через призму времени  

Радуга: плавный переход цветов от красного к фиолетовому образует нескончаемое число полутонов и оттенков. Зрение человека способно различать до 100 цветов. На физическом языке оттенок зависит от частоты и амплитуды электромагнитной волны. Солнечный луч, попадая в каплю воды, как в микропризме разлагается на волны разных частот, образуя красоту перехода цветов – радугу. В Библейском контексте радуга – символ любви Божией и обещания Бога не повторять великий катаклизм Всемирного Потопа.

Наблюдая красоту цветов радуги, человек с древнейших времён задумывался об их природе, происхождении, символике. Цветам приписывался сакральный, мистический, знаковый, лечебный и поведенческий смыслы. Сейчас, в эпоху ширпотреба, человек, покупая вещь, мало задумывается о его цвете, о значении и смысле цвета. Идёт – не идёт, нравится – не нравится, пожалуй, осталось единственным критерием.

Но заглянем в историю, чтобы осознать значимость цветовой палитры для наших предков, для разных поколений и народов. Надеюсь, что этот экскурс поможет серьёзней относиться к цветам и подбирать цветовую гамму с учётом всех смысловых и исторических факторов, в ней заложенных.

Цвета и цветовые переходы

Цветовую палитру создают три основных цвета: жёлтый, синий и красный, перемешиваясь друг с другом, они создают всё разнообразие цветов. Если в красках электромагнитные волны вычитаются при смешивании, то в световых лучах они суммируются, поэтому для света тремя основными цветами являются красный, зелёный и синий (этот же принцип работает в складывании цветов на компьютере).

Остальные цвета умещаются "между" основными. Между красным и синим - фиолетовый, сиреневый, малиновый…

Особняком стоят белый и чёрный цвета. Для красок – разбавление прозрачной водой (или разбавителем) на белом листе даёт пастельную палитру: салатовый, розовый, голубой, лимонный…Однако в световом потоке белого цвета содержатся электромагнитные волны всех цветов (отсюда и эффект радуги). И напротив, чёрный цвет для красок – особая краска, которой можно сделать цвета тёмными. Для светового потока чёрный – это отсутствие света, тень, поглощение всех электромагнитных лучей.

Говоря о световых волнах, вспомним про инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. У каждого цвета своя длина электромагнитной волны. У красного она самая длинная. А инфракрасный – ещё длиннее. Невидимый глазом, инфракрасный луч глубже всего проникает в тело человека и может оказывать лечебное действие. Ультрафиолетовый луч так же невидим глазу, так как его волна настолько мала, что не воспринимается нашими органами зрения. Однако частые колебания ультрафиолетового луча "массируют" поверхность, улучшая работу клеток. (Научным языком это можно описать так: "Было убедительно доказано в сотнях экспериментов, что излучение в УФ области спектра (290—400 нм) повышает тонус симпатико-адреналиновой системы, активирует защитные механизмы, повышает уровень неспецифического иммунитета, а также увеличивает секрецию ряда гормонов. Под воздействием УФ излучения (УФИ) образуются гистамин и подобные ему вещества, которые обладают сосудорасширяющим действием, повышают проницаемость кожных сосудов. Изменяется углеводный и белковый обмен веществ в организме. Действие оптического излучения изменяет легочную вентиляцию — частоту и ритм дыхания; повышается газообмен, потребление кислорода, активизируется деятельность эндокринной системы. Особенно значительна роль УФ излучения в образовании в организме витамина Д, укрепляющего костно-мышечную систему и обладающего антирахитным действием. Особо следует отметить, что длительная недостаточность УФИ может иметь неблагоприятные последствия для человеческого организма, называемые «световым голоданием». Наиболее частым проявлением этого заболевания является нарушение минерального обмена веществ, снижение иммунитета, быстрая утомляемость и т. п." – Википедия).

К сожалению, мы не развиваем в себе способности различать оттенки. Редко кто назовёт более 10 цветов, сводя к основным, цветам радуги, всё разнообразие полутонов. При этом занимательно, что у женщин восприятие цвета развито лучше, чем у мужчин.

Цветовые оттенки:

КРАСНЫЕ — свекольный, вишневый, бордовый, малиновый, клюквенный, брусничный, багровый, багряный, пунцовый, гранатовый, рубиновый, кровавый, алый, кумачевый, томатный, рдяный, коралловый, розовый, терракотовый, винный, маковый, червленый, кошениль, медный, рябиновый…

ОРАНЖЕВЫЕ — огненный, морковный, кирпичный, терракотовый, апельсиновый, рыжий, ржавый, медовый, бронзовый, абрикосовый, шафранный…

ЖЕЛТЫЕ — охряный, персиковый, золотистый, янтарный, песочный, соломенный, лимонный, канареечный, сливочный, слоновая кость, телесный, кремовый, опаловый, палевый, бежевый, чайная роза, лютиковый, виноградный, банановый…

ЗЕЛЕНЫЕ — горчичный, табачный, фисташковый, оливковый, хаки, гороховый, болотный, бутылочный, салатовый, малахитовый, изумрудный, цвет морской волны, еловой хвои, полынный, цвет плесени, лишайника, медной патины, купоросный, травяной, кабачковый, фосфорический, лягушечий…

ГОЛУБЫЕ — бирюзовый, аквамариновый, лазурный, небесный, васильковый, электрик…

СИНИЕ — сапфировый, ультрамариновый, кобальтовый, индиговый, кубовый, сливовый, баклажанный, джинсовый…

ФИОЛЕТОВЫЕ — аметистовый, сливовый, сиреневый, лиловый, гиацинтовый, чернильный, Ренессанс, фанданго, экклезиастик, орхидея, вербена…

ПУРПУРНЫЕ — цвет мальвы, кислой малины, давленой вишни, старого бургундского, бычьей крови. Челлини, каприз, пижон, портвейн, рододендрон, Веласкес, гелиотроп, Медичи, Бахус, амарант…

БЕЛЫЕ – СЕРЫЕ — белая ночь, алюминиевый, стальной, цвет шаровый, дымчатый, серебристый, молочный, графитный, лилейный, цвет овсяной муки, яичной скорлупы, перламутровый, жемчужный, альбатрос, свинцовый, цвет пыли, тумана, облака, дымчатый…

ЧЕРНЫЕ — цвет воронова крыла, древесного угля, морёного дуба, антрацита, агатовый, маренго, асфальтовый, тропическая ночь, «сон перед ревизией», «нелётная погода»…

КОРИЧНЕВЫЕ — бурый, торфяной, ореховый, шоколадный, беж, каштановый, цвет истлевающих листьев, Танагра, Пикадилли, эскимо, Кордова, мокассин, красное дерево, кофейный.(1)

У разных народов и в разные исторические эпохи восприятие и отношение к цветам было различное. Рассмотрим же отношение к цветам через призму времени.

Древнейшие цвета в истории человечества

«Цветовая символика имеет древнейшее происхождение, возникнув в те времена, когда человек научился добывать, и использовать природные краски» (2).

В природе, среди растений, минералов и животных, можно найти разнообразные красители. Когда люди научились их добывать и использовать – с точностью не известно. Но несомненно, что из всего разнообразия природных красителей они предпочти три цвета – красный, белый и чёрный. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные изображения, изучение быта племён Африки и Южной Америки, археологические раскопки.

Об удивительных физических свойствах чёрного и белого цветов мы уже говорили. Не случайно в сознании древних (да и отчасти в нашем) эти два цвета стали эквивалентом добра и зла, света и тьмы, радости и горя.

Мы упоминали максимальную длину волны красного цвета. Этот цвет по своей природе глубже проникает и производит сильнейшее впечатление. Этот цвет одновременно привлекает и утомляет. К тому же по удивительному стечению обстоятельств в этот цвет окрашена кровь. Поэтому отношение к красному двояко: позитивное и негативное. Но в любом случае красный является синонимом силы. (Подробней об этом см. 2.)

«Для первобытного человека три «основных» цвета — не просто различия в зрительном восприятии различных частей спектра, а сокращенное или концентрированное обозначение больших областей его психо-биологического опыта, затрагивающее как разум, так и все органы чувств, и связанное с первичными групповыми отношениями. Поскольку этот опыт имеет своим источником саму природу человека, он является всеобщим для всех людей как представителей человеческого рода. Поэтому символический смысл цветовой триады является принципиально схожим в самых различных культурах» (2).

Изначально отношение к цвету было проникнуто психологическими и сакральными ассоциациями. Со временем эти ассоциации усложнялись и претерпевали изменения.

Отношение к цвету в разных культурах
Цвета в природе. Привитие "вкуса" к цветам: гармония

Hosted by uCoz