 |
| |
Окна РОСТа или что из нас вырастит.
Реклама, вывески, ролики – все это незримо формирует сознание обывателя, рассеивает делает алчным, заставляет приобрести ненужные вещи – иными словами правит массами по своему усмотрению. И жаль, что перевелись в России меценаты и благотворители. Вот, куда бы следовало вкладывать капиталы с колоссальной выгодой для себя – в социальную рекламу. И ведь это совсем не ново. Молодое советское государство провело расправу с кулачеством, своими политическими противниками и представителями духовенства, посредством рекламы формируя негативное отношение к ним граждан. В годы Великой Отечественной плакаты с солдатами и Матерью-Родиной делали из людей героев. Даже застойная «Слава труду» вызывала энтузиазм у молодого поколения.
А нынче чему у нас слава? Унитазам и презервативам? Сигаретам и пластиковым окнам? Неужели так низко мы пали? Но ведь пали, можем и встать. Можем, коли захотим. Захотели бы! Почему бы не разместить рядом с торговым центром плакат со словами Б. Окуджавы: «Не покупается доброе имя, талант и любовь». Может, заставит это задуматься зациклившихся на стяжании людей.
Почему бы надпись «Разве я этого не достоин?» не перенести с рекламы сигарет на рекламу семейной жизни, изобразив дружную семью за общим столом.
Почему не противопоставить рекламе фотомоделей, тощих как селедки, изображению русской женщины, кровь с молоком.
И много, чего можно было бы прорекламировать: любовь к отечеству, к природе, уважение к старикам, внимание к женщинам и детям, здоровый образ жизни, полезное питание... Ведь надо же противопоставить хоть что-то тому злу, какое сеется повсеместно. Ведь что вырастит из наших детей определяет среди прочего и окружающая нас реклама!
Христопродавцы.
Сидели мы с Петром Егорычем и пили чай в обеденный перерыв. Стучится и заходит женщина средних лет с сумкой через плечо, и начинает что-то говорить о выставке современных икон. Не успели мы и глазом моргнуть, как достает она из своей сумы одну за другой иконки и расставляет их на нашем столе.
-Это домашняя церковь. Здесь с одной стороны «Отче наш», с другой «Богородице» и икона. Вы можете такой церковью очистить квартиру.
- Простите, что делать с квартирой? Может, освятить? - Удивляется Петр Егорыч. – Но ведь когда Вы хотите освятить квартиру, Вы зовете священника, и он кропит ее святой водой. Что еще за очищение?
- Наверно, Вы до этого еще не доросли. Это очищение помогает от сглаза.
- Простите, - возражает Петр Егорыч, - Вы продаете иконы и говорите о сглазе.
- Ну да, я знаю, Церковь это не признает, но ведб народ верит.
- Ага, так Вы распространяете суеверия!
- Ну, хорошо. Вот икона четырех матерей, помогает женщинам во всех нуждах, - она достает икону, на которой помещены образы Иверской, Казанской, Владимирской и Скоропослушницы.
- Каких таких четырех матерей! – Вспылил Петр Егорыч. – Божья Матерь, да будет Вам известно, одна единственная. Да, есть чтимые иконы, но это ОДНА Божья Матерь.
- Нет, подождите. Вот, у меня икона «Неупиваемая чаша». Тут даже написано: «От пьянства».
- Да Вы с верой обратитесь к Той, что изобржена на любой иконе, и Она поможет Вам, а не изображение, не чаша эта неупиваемая. И, кстати, - Петр Егорыч сменил раздражительный тон на назидание, - Если уж говорить об этой иконе, она имеет глубокую богословскую символику. Христос-Младенец на ней изображен в чаше, поскольку Он установил таинство причастия, в котором мы незримо вкушаем Его тело и кровь, то есть причащаемся божеству. Такова символика иконы, а не проблемы пьянства. Ну да ладно, чем еще Вы нас удивите?
- А вот самая сильная икона, Троица новозаветная. Перед ней можно исповедовать самые тяжкое грехи, которые боитесь сказать священнику. Я продала такую икону одной бабушке, и она меня очень благодарила!
- Господи, помилуй! – Воздел к небу руки Петр Егорыч. – Что за бред Вы несете. Что значит «Сильная» икона? Вера может быть сильной, а не икона. Или Вы энергетику имеете в виду. Только это уже не христианство. Но то полбеды. А Вы знаете, что не иконы отпускают грехи, а священники по власти, которая им была передана через рукоположение от Самого Христа.
- Но ведь священники тоже разные. И грехи есть такие, что стыдно сказать.
- Извините, каким бы ни был священник, если он канонически рукоположен, все таинства, среди которых и исповедь, через него совершаются. Если человек хочет отпущения грехов, он должен придти к священнику, преодолев стыд. А на Страшном Суде как стыдно будет, пусть подумает. И про ту бабушку, Вы представляете, какую ответственность на себя взяли, когда лишили ее необходимости исповедоваться, подсунув свою икону. Да и сама икона спорная, написанная под католическим влиянием, - об этом даже говорить не приходится. Откуда же Вы такие свалились на нас?
- Я из Софрино. У нас свой цех. Все иконы изготовлены специально особо благословенными на это людьми и еще освящены и намолены.
- Петр Егорыч, Вы опять ухмыляетесь? Что-то не так? – Спрашиваю.
_ Меня поразило слово «намолены» о новых иконах. Когда икона веками висит в храме, перед ней совершаются службы, можно сказать, что она намолена. Но когда нам предлагается новая икона, извините! Дурят нашего брата, как хотят. И прикрываются патриаршими мастерскими. Ну, дамочка, спазибо за познавательный экскурс в фетишизм, нам пора продолжать работу!
- Но у меня есть еще много икон, от болезней св. Пантелеимон, для путешествующих св. Николай, есть…
- Мы не сомневаемся, что икон у Вас много, только вот Бога в душе нет! А жаль.
Женщина свернула свою торговлю и пошла стучаться в другой отдел.
- И ведь купят у нее! Бедные мы бедные, не знаем, где лево, где право, что ни предложи, проглотим по безграмотности.
- Да не сокрушайтесь так, Петр Егорыч. И через эту торговку Бог может людей к себе привести. Что мы все о грустном! Христос воскресе!
- Воистину воскресе Христос!
Заговор против совести.
А откуда следует, что большинство всегда право? И что тогда есть истина, если ее принимают путем голосования? Ведь только внутренний человек, совесть, которую всеми силами пытаются заглушить в наше время, может стать защитником справедливости. Пока развратнику говорят, что он развратник, а вора называют вором, все в порядке. Но будет ли так дальше? Не заглушат ли понятия свободы и политической корректности последние зовы совести? и пока моя совесть еще жива, я взываю: показывать насилие ради насилия - значит, лелеять в себе жестокость, смотреть порнографию - значит, заниматься саморазвращением и маструбацией, Молчать, когда попирается сптаведливость, - способствовать ее попранию. А ты, ближний мой, по совести ли живешь?
Бегство от одиночества.
В ушах слова Визбора: «И в пустынных вагонах метро я летел через годы,
И в пустых городах провожал и встречал сам себя…»
Как точно, как про меня, думаю.
Как убежать от своей внутренней пустоты и куда бежать?
В вещах, в путешествиях не найти.
Искала в людях, но до сих пор не нашла!
Одиноко в этом шумном мире. И бегу, опять бегу куда-то, в поисках любви, тепла…
Сегодня бегу в Поленово.
Просто загружаюсь в автобус и бездумно еду от себя самой, от того вакуума, что внутри вопиет о своем одиночестве.
И попадаю на службу в храм, стоящий у могилы Поленова.
Выходит батюшка с проповедью и говорит о всеобщем одиночестве, не только таких бродяг как я, но и семейных людей, богатых связями, друзьями и родственниками. Эта внутренняя пустота заполнима лишь только святой любовью, Божественным теплом.
Неужели это мне? Так просто и в точку.
А я то все искала снаружи, все хваталась за одежды, протягивала руки, а так все просто, изложено в словах Христа: «Царство Божие внутрь вас есть» или древнее «познай себя».
Точно, эврика!
Обрету любовь в себе и от избытка ее смогу давать и другим, а без нее и в раю мне будет одиноко!...
Потом шли на могилу к Поленову, на тихое кладбище на берегу Оки.
Ну наконец и сама усадьба.
Я смотрю комнаты, уютно составленный интерьер дома. Я узнаю биографию Поленова.
Я выхожу к Оке.
Меня окутывает свежий воздух, аллея длинных сосен, цветы, пение птиц, красота.
И силы возвращаются ко мне.
И смысл обретается, и не смущают больше мысли об одиночестве.
Видно в себе надо искать…
В поисках жениха.
Вы ищете жениха, дорогие дамы? Напрасно тратите время! Если и найдется на тысячу один, так уж наверняка занят. А остальные девятьсот девяносто девять не стоят вашей любви. Не потому что уроды или дауны, а потому что не приучены любить. Нет у нас примеров счастливой любви. Неоткуда научиться. На Западе есть культ Прекрасной дамы, Джейн Эйр, Данте, да Дон Кихот наконец, а у нас что? Герой нашего времени – сколько угодно: и Чацкий, и Онегин. Обломовы – пожалуйста, Чичиковы – в наличии, а вот любящего мужчины нет. Есть конечно Пьер Безухов, но разве может быть полноценной любовь по снисхождению? «Если б я был самым самым…» - Да ты стань для нее самым самым, а не дави на жалость! Прорисовывается что-то туманное в незнакомке у Блока, но тут же пьяницы с глазами кроликов «in vino veritas» кричат…Продолжение этой драмы – феномен Высоцкого: обещал милой устроить рай в шалаше, и смог бы наверняка, пел же: «Ведь поможешь Ты мне, Господи, Не позволишь жизни скомкать…» Пел, да пил. И у милой рая не стало.
Даже восточные народы превзошли нас в культуре отношения к женщине. И еще удивляемся, что азиатские дети рождаются у русских женщин! Для них – слово женщины – закон, пожелание священно, внимание неоспоримо. Взять хоть грузин: один «Витязь в тигровой шкуре» воспитал целый народ. И встают, чтобы уступить даме место, и дверь придерживают, и руку протягивают…
А наши женщины уже забыли, что женщины. Уже могут по научению Некрасова и в избу горящую войти, и коня на скаку остановить. Готовы стать Сонями Мармеладовыми, и хвала им и вечная память… Только далеко это от счастливой любви!
Нет достойных примеров в русской литературе. Увы! Счастлива Татьяна Ларина, да не может забыть раздолбая Онегина. И неоткуда нашим женщинам научится, как заставить мужчину себя уважать (только если, как дядя самых честных правил, скопить приличный капитал). И приходится идти на уловки: затянуть в постель, а потом поставить перед 9-месячным фактом. Привязали? Ну, если осталась порядочность в мужчине, то да. Осчастливили? Точно нет! Надо, чтобы созрел мужчина для любви, и тогда он будет счастлив и сделает счастливой женщину. Тогда он воскликнет словами Окуджавы: «Ваше величество, женщина, как Вы решились ко мне?» (с грустью замечу, что Булат был наполовину грузином, а на другую половину – армянином).
Задумаемся…
Есть у нас конечно мудрые сказки, где, чтобы закончилось пиром горой, надо, чтобы Иванушка-дурачок стал добрым молодцем. Но кто нынче учится на народном эпосе?
Вот и живем, и сетуем на демографический кризис. Может, пора женщинам перестать подстраиваться под неотесанных мужиков, а стать прекрасными дамами, возводя на свою высоту сильный (не во многом) пол? Чтобы воскликнули они в изумлении:
ВЕДЬ ЧТО МЫ САМИ, ГОСПОДА, В СРАВНЕНЬИ С ДАМОЙ ТОЙ ПРЕКРАСНОЙ,
И НАША ЖИЗНЬ, И НАШИ ДАМЫ, ГОСПОДА! (слова Б. Окуджавы).
|